6+
Официальный сайт
Ординский муниципальный округ
Главная / Новости / Эвакуированные дети г. Москвы в годы Великой Отечественной войны в Ординский район.

Эвакуированные дети г. Москвы в годы Великой Отечественной войны в Ординский район.

27.01.2022

В годы Великой Отечественной войны в наш район были эвакуированы жители из Ленинградской, Московской, Смоленской, Калининской, Тульской, Орловской, Воронежской, Ростовской и других областей, а также население из Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии, Литвы и других республик. На 10 января 1942 года в нашем районе насчитывалось 3604 человека эвакуированных: мужчин - 825, женщин - 2423, престарелых - 199, детей - 157. Приехавшие в район были размещены в квартирах колхозов, в семьях колхозников. Все трудоспособное население работали в основном в колхозах, работали на трудодни. Многие эвакуированные даже соревновались с нашими колхозами. Некоторые из них не работали, не потому что не хотели, а просто не было одежды ходить на работу. Эвакуированные, которые жили вместе с хозяевами, заготовляли на зиму дрова, семьи, жившие отдельно, заготовляли дрова сами. В 14 сельских Советах были созданы женсоветы, которые вели работу среди эвакуированных. Приехавшие со всех уголков нашей Родины, люди обучались сельхозработам и в одном из отчетов нашего района перед областью записано: обучено сельхозработам 30 человек, в том числе трактористов - 11, учетчиков - 11, прицепщиков - 8, всего в колхозах работало 463 человека, среди эвакуированных имелись следующие специалисты: агрономов - 2, учителей - 62, инженеров - 10, химиков -5, официантов - 5 и других профессий. Многие эвакуированные были участниками обороны Ленинграда, они занимались рытьем окопов, участвовали в строительстве, работали в госпиталях.

В наш район были эвакуированы целые интернаты с детьми, которые были размещены в с. Орда - в санатории «Подсолнечное», в Ковалевском, Шляпниковском, Грызановском, Красноясыльском, Ашапском и Межовском сельских советах. Уже на 1 мая 1943 года в нашем районе насчитывалось 28202 человека эвакуированных из них 7000 детей. Дети школьного возраста были размещены по школам, где они и учились.

Много трудностей пришлось испытать нашему району в годы войны. Нужно было обеспечить продуктами питания всех жителей района, а также эвакуированное население; обеспечить всех одеждой и обувью. Товары первой необходимости распределялись так: соль - 400 гр., спички 2 коробка на месяц. Снабжение хлебом производилось на общих основаниях. Служащие получали по 600 грамм, иждивенцы - 400 грамм. Если эвакуированное население не работали, то колхоз хлеба не давал.

Проводилась работа по осмотру интернатов, проводили медицинское обследование детей, санобработку интернатов, выдавались единовременные пособия.

Все эвакуированное население имело свои огороды, где выращивали овощи, картофель.

Жители нашего района своим самоотверженным трудом внесли достойную лепту в освобождение нашей страны от фашистских захватчиков, дали эвакуированным возможность вновь вернуться в свои родные места.

Ниже рассказ пойдет о детях, эвакуированных из г. Москвы в село Шляпники Ординского района.

Самое большое количество детей эвакуировано в Ординский район из Баумановского района г. Москвы. В Ординский район они прибыли из Михайловского района  Рязанской области, откуда их отъезд происходил хотя и поспешно, но организованно, с учетом, что в дороге придется пробыть долго и по приезде к месту назначения надо иметь предметы первой необходимости. Поэтому все интернаты упаковали имевшийся жесткий и легкий инвентарь, запаслись продуктами, захватили даже лампы и керосин, что особенно пригодилось в пути.

В г. Кунгур дети прибыли вскоре после 24 годовщины Октября, т.е. в конце ноября 1941 года и здесь в Кунгуре интернаты были коренным образом переформированы: их стало втрое меньше, а дети были распределены по классам.

Таким образом, получились следующие интернаты: Ашап № 1 – Вапняр А.С.; Ашап № 2 (ослабленные дети) – Рукавицына Е.И.; Шляпники № 3 – Красавкина В.А.; Ключики № 4 – Ильин, затем Орлов (с 1942 г.); Межевка № 5 – Ларкина Н.И.; Красный Ясыл № 6 – Лебедева З.К.; Ковалево № 7 – Пискарева В.И.; Грызаны № 8 – Ясековская К.К.

Такая реорганизация была вызвана тем, что в Ординском районе лишь в 2-х местах были средние школы, в 3-х местах неполные средние школы, а в остальных населенных пунктах, приспособленных для размещения детей, лишь начальные школы.

На места интернаты разъезжались со ст. Кунгур - по разным направлениям на расстояния от 45 до 90 км.

Партийные,  советские  организации и  общественность  района давно уже были оповещены о размещении детей и должным образом -приготовлялись к встрече.

На ст. Кунгур были высланы колхозные подводы за инвентарем, вещами, детьми. Колхозники собрали тулупы, шубы, валенки и прочие теплые вещи, чтобы защитить детей от холода во время переезда. Часть детей была перевезена на автомашинах (Шляпники, Грызаны, Ковалево).

На местах детей очень тепло встретили представители с/совета, колхоза и колхозники. Помещения, отведенные для детейбыли вымыты, натоплены, приготовлен обед. В магазинах лежали приготовленные для интернатов продукты: сахар, мясо, крупа, картофель и другие, а также мануфактура и обувь.

Для размещения интернатов были выделены лучшие здания - помещения бывших клубов и другие, заготовлена мебель (топчаны, столы, скамейки), подвезены дрова для отопления и приготовления пищи.

Надо сказать, что первая зима на Урале была для интернатов особенно трудной: многие из детей не имели теплой обуви, одежды, зимних одеял. Очень мало было овощей, в результате были случаи заболевания детей цингой, пиодермией. Недостаток витаминов старались возместить употреблением витаминного напитка из хвои. Пионерами этого нововведения были Грызановский, Ковалевский, Шляпниковский интернаты.

Во время переезда по железной дороге санитарно-гигиенические навыки стояли на низком уровне. Не каждый день удавалось умываться, в бане мылись лишь один раз, в Пензе, не более 2-х раз за дорогу сменили белье. В результате была большая завшивленность.

По приезде на ст. Кунгур часть интернатов была пропущена через санпропускник. А после этого проведена реорганизация интернатов. Дети, прошедшие санпропускник смешались с детьми, не успевшими пройти эту операцию, в результате завшивленность не была ликвидирована.

На местах и лучше всех и сразу провели по уничтожению завшивленности Грызановский и Шляпниковский интернаты. В этих интернатах не было случаев заболевания сыпным тифом.

В остальных интернатах прошла эпидемия сыпняка с декабря 1941 года по март 1942 года.

Большая помощь была оказана областными и районными организациями: выделены медикаменты, медперсонал, аэрокамера и другие.

Смертных случаев среди детей не было. На боевом посту умерли воспитательница Солонова Валентина Тимофеевна, родительница Жингалова Дарья Ивановна (Ковалевский интернат) и учительница Попова Мина Карловна (интернат Ашап № 1).

Вскоре по приезде встала задача возведения собственных помещений - бань и прачечных, так как колхозные бани - землянки не могли удовлетворить интернаты.

Силами районных организаций, с/советов, колхозов и самих интернатов в период с января-марта 1942 г. были построены бани. Особенно хорошие бани были в Ашапе, Ковалево, Межовке. Дети регулярно через неделю (Ковалево, Межовщ где дети 8-9 лет) или через 10 дней (Ашап, Шляпники и др.) мылись в бане.

В снабжении мылом были перебои, но в основном интернаты мылом были обеспечены. Стирка белья производилась регулярно, белье выдавалось, постели имели аккуратный вид, покрытые белыми простынями, одеялами в пододеяльниках-простынях, заложенных в виде конверта (Шляпники, Межовка, Ковалево).

Правда, не везде обстояло так благополучно по линии санитарно - гигиенической работы. В интернате « Вторые Ключики» ликвидировать завшивленность так и не смогли вплоть до расформирования интерната по этой причине.

Администрация, учителя, обслуживающий персонал и дети старались наилучшим образом оборудовать помещения интернатов, создать в них уют. На окнах висели занавески, вышитые руками детей, даже в Ковалево, где над ними трудились восьмилетние дети, всюду лежали салфетки, на окнах, на подставках стояли цветы.

В помещениях интернатов было число: часто мылись полы (в Ковалевском, Шляпниковском интернатах ежедневно), вытиралась пыль, еженедельно встряхивали постели. Один раз месяц производилась полная уборка помещений - протирались от пыли стены, мыли топчаны, проветривались постельные помещения.

Весной вокруг помещений интернатов дети тщательно убирали площадки, разбивали цветники, насаждали деревья.

Здесь в свободное время дети отдыхали, играли, водили хороводы. Зимой устраивали лыжные вылазки, играли в снежки, катались с гор.

Дрова интернаты закупали в лесничестве. Перевалка производилась силами колхозов. Ашапский и Шляпниковский интернаты дрова заготовляли сами, выделяя бригады воспитанников под руководством воспитателя.

Вывоз воды производился силами колхозов в интернатах, где маленькие дети, в других силами детей. В Ашапе интернат имел лошадь для подвоза воды.

Много сил было потрачено заведующими для обеспечения интернатов обслуживающим персоналом, отвечающим своему назначению.

В феврале 1942 года была проведена финансовая реорганизация. До этого времени все интернаты отчитывались пред райуполномоченными. Теперь по каждому интернату была утверждена смета, открыт текущий счет в банке. Заведующие интернатами были вызваны в Молотовский облОНО, утверждены в должности и предупреждены о работе по укреплению финансовой и хозяйственной базы интернатов.

Решением райисполкома для интернатов были отведены участки земли под огороды. Началась первая весна.

Работа закипела: огороды были перекопаны или вспаханы. Для посадки картофеля была сэкономлена часть продовольственного фонда, частично помогли колхозы и лично колхозники, особенно семенами других овощей: моркови, свеклы, огурцов и т.д.

Правда, урожай этого года был в некоторых интернатах не так богат, чтобы обеспечить интернаты овощами полностью до нового урожая, до лета. Осенью и в начале зимы 1942 года интернаты потребляли овощи, выращенные на своих огородах.

Кроме этого, интернаты стали обзаводиться живым инвентарем: приобретает поросят, свиней. В Ковалевском интернате .кроме поросят были куры, кролики, корова. Парное молоко в этом интернате получали ежедневно по 1/4 литра молока более слабые дети в течение -года. Летом 1943 года некоторые интернаты имели овец (Ашап, Ковалево - 12 овец). Они же имели посевы зерновых.

Перед отъездом большая часть урожая с огородов и зерновые (целиком) были переданы детскому дому и школам района.

Централизованное снабжение хлебом, молоком и другими продуктами по нормам, а также продукты, получаемые от подсобных хозяйств интернатов и от шефов-колхозов 5 обеспечивали воспитанников интернатов достаточным питанием. Дети имели жиры, сладости (сахар, мед), крупы, овощи и 600 граммов хлеба в день.

В интернатах в основном было организовано трехразовое питание, при чем утром и днем дети получали горячее (на завтрак часто готовили суп).

В Ковалевском интернате, где маленькие дети и в Ашапском № 2 (для ослабленных детей), получали питание 4 раза в день, а более слабые - 5 раз в день.

Снабжение промтоварами было недостаточным.

Более взрослые воспитанники (Ашап) бывали без обуви, носили лапти. Недостаточно было и брюк для ребят. В интернатах по 2-е смены постельного белья, по 2-3 смены нательного. Сшили зимние одеяла, пальто, бурки, частично приобрели валенки.

Весь мелкий инвентарь приобретался постепенно через районные торговые организации, а в основном снабжение промтоварами шло через базу Молотовского ОблОНО. Неудобство заключалось в том, что за получением надо было ехать в Молотов.

Баумановский отдел народного образования трижды организовывал пересылку вещей от родителей из Москвы в интернаты. Кроме того, БОНО в каждый интернат направил из закупленных в Москве вещей посылку (одеяла, обувь, чулки, трико). За месяц до отъезда была проведена полная инвентаризация всего имущества интернатов. В комиссиях были представители РОНО, райфо, с/советов и колхозов.

Все имущество интернатов передавали по актам детскому дому, районным детским садам.

Особенно организованно и тщательно была проведена передача имущества в интернатах Шляпниковском, Ковалевском, Межовском.

Инвентарь был сдан полностью, белье было чистое, выглаженное. Ковалевский интернат сдал 31 одеяло, 13 пар новых валенок.

Ковалевский интернат по приезде в Москву выдал детям и обслуживающему персоналу 140 кг муки ржаной, 18 кг белой, 71 кг крупы, 50 кг масла сливочного, 51 кг мяса (свинины, баранины), 21 кг сыра, 64 кг меда и 30 кусков мыла.

В 1943 году все дети вернулись в Москву здоровыми, упитанными, чистыми, хорошо одетыми и обутыми.

Работники Баумановского отдела народного образования, направленные на работу с эвакуированными детьми, выполнили с честью свой долг перед Родиной, привезли всех детей в Москву.

Архив новостей