6+
Официальный сайт
Ординский муниципальный округ
Главная / Общество / Безопасность / Прокуратура информирует

Прокуратура информирует

Какие изменения готовятся в земельном законодательстве?

Существенными изменениями Земельного кодекса Российской Федерации, предлагаемыми Правительством Российской Федерации, являются:
1) раскрытие понятия "разрешенное использование земельных участков";
2) введение для случаев образования земельного участка специального документа - проекта образования земельного участка или земельных участков;
3) введение отдельной главы о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Само по себе раскрытие понятия "разрешенное использование земельных участков" является необходимым и актуальным. Однако предлагаемые изменения требуют совершенствования.

Прежде всего вызывает удивление само определение "разрешенного использования земельных участков", под которым понимается разрешенное использование находящихся на данном земельном участке объектов недвижимости, если иное не установлено Кодексом и иными федеральными законами, т.е. изначально "разрешенное использование земельных участков" определяется через разрешенное использование зданий и сооружений.

Такое понятие разрешенного использования земельных участков не согласуется с понятием градостроительного регламента, закрепленным в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и принципами земельного законодательства.

Нуждаются в корректировке и положения, определяющие разрешенное использование земельных участков в случаях, когда на них действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Например, предлагается, что "разрешенным использованием земельных участков" являются виды сельскохозяйственных угодий, устанавливаемые и изменяемые в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации, если земельный участок находится в границах сельскохозяйственных угодий.

При реализации такой правовой нормы будет полностью низложен правовой институт внутрихозяйственного землеустройства.

Определение разрешенного использования земельных участков через вид или виды деятельности, связанные с пользованием недрами, предусмотренные лицензией на пользование недрами, если земельный участок предназначен для добычи полезных ископаемых, повлечет бесконтрольное изменение не только разрешенного использования земельного участка, но фактический его перевод из одной категории в другую путем выдачи лицензии на пользование недрами.

Предложение об определении разрешенного использования земельных участков через вид деятельности, установленный решением о предоставлении водного объекта в пользование или заключенным договором водопользования, если земельный участок относится к землям водного фонда, не учитывает, что на землях водного фонда земельные участки не образуются.

Введение для случаев образования земельных участков такого документа, как проект образования земельных участков, предусмотрено прежде всего в новых статьях 11.10 - 11.12.

Из текста не ясно, во всех ли случаях требуется разработка данного документа. Его содержание позволяет предположить, что он является заменой проекта межевания земельных участков и некоторой альтернативой проекта межевания территории. При этом неясно его соотношение с проектом межевания территории, градостроительным планом земельного участка.

Процедура разработки, согласования и утверждения проекта образования земельных участков изобилует сложной системой согласования, что может быть благоприятной основой для разного рода злоупотреблений при применении закона.

Наиболее существенные изменения Земельного кодекса Российской Федерации связаны с введением отдельной главы о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С одной стороны, усовершенствованы и разработаны новые правовые нормы о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с другой - Земельный кодекс Российской Федерации системно ухудшится.

Проектом буквально "разбиты" глава IV о правах на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, и глава V о возникновении прав на землю.
Включены случаи распоряжения правом постоянного (бессрочного) пользования.

Наибольшему воздействию подверглась статья об аренде земельных участков.

Например, законопроектом исключены лучшие антикоррупционные нормы Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 22), предусматривающие гарантии прав арендатора:
- право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при аренде на срок более чем пять лет передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу (заключать договор перенайма) без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления;
- недопустимость изменений условий договора аренды земельного участка без согласия арендатора;
- правило о возможном досрочном расторжении договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда и при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором, т.е. запрет на односторонний отказ от исполнения договора.

Сомнение в допустимости использования земель запаса до перевода их в другую категорию земель вызывают такие предусмотренные законопроектом случаи, как строительство линейных объектов, пользование недрами. Эти исключения из общего правила повлекут "безрежимное" использование земельных участков.

Назад