6+
Официальный сайт
Ординский муниципальный округ
Главная / Общество / Безопасность / Прокуратура информирует

Прокуратура информирует

Как правильно предъявить в суд исковое заявление о защите прав потребителей?

Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке. Указанное правило закреплено пунктом 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Требование к содержанию искового заявления установлены в статье 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ). Так, в исковом заявлении необходимо указать:

1. Наименование суда, в который подается иск.

2. Сведения об истце: Ф.И.О., место жительства, а также по желанию - контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем.

3. Сведения об ответчике: его Ф.И.О., место жительства (если ответчиком является организация - наименование и место ее нахождения), а также по желанию - телефон и адрес электронной почты ответчика.

4. Информацию о том, в чем заключается нарушение прав, а также об обстоятельствах, на которых основываются исковые требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

5. Требования к ответчику.

Как следует из практики по спорам о защите прав потребителей, истцы чаще всего заявляют следующие требования:

- о взыскании уплаченной суммы за товар (например, при обнаружении недостатков товара);

- об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу);

- об устранении недостатков товара (работы, услуги);

- о возмещении убытков (например, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества или предоставления недостоверной информации о товаре; понесенных в связи с нарушением срока выполнения работы (оказания услуги), недостатками выполненной работы (услуги));

- о взыскании неустойки (например, при нарушении сроков устранения недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества, выполнения работы (оказания услуги));

- о компенсации морального вреда, в том числе при нарушении имущественных прав истца.

6. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (если законом либо договором между потребителем и продавцом (изготовителем, подрядчиком) предусмотрен обязательный порядок такого урегулирования.

7. Перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

К исковому заявлению необходимо приложить документы, перечень которых установлен статьей 132 ГПК РФ:

1) копии искового заявления для ответчика и третьих лиц;

2) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования (при наличии), и их копии для ответчика и третьих лиц. Такими документами могут являться:

- договор купли-продажи товара и документ, подтверждающий его оплату (в частности, кассовый чек, квитанция к приходно-кассовому ордеру, выписка по банковскому счету и др.);

- договор подряда или оказания услуг (в том числе заказ-наряд);

- документ о результатах экспертизы качества товара (результата работы);

- отчет об оценке стоимости устранения недостатков товара (результата работы);

- документы, подтверждающие устранение недостатков результата работы за счет потребителя, и др.

Представлять документы, подтверждающие причинение нравственных и физических страданий, необязательно, но следует учитывать, что при наличии доказательств причинения страданий суду легче будет установить и оценить значимые обстоятельства дела.

4) копию досудебной претензии и доказательства направления ее ответчику, ответ на вашу претензию (при наличии);

5) расчет взыскиваемой суммы;

6) документ об уплате госпошлины - если истец не освобожден от ее уплаты.

Согласно пункту 4 части 2 и части 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы - граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При цене иска более 1 млн руб. госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Следующее действие, которое необходимо выполнить потребителю – правильно определить суд, в который следует направить исковое заявление, то есть определить территориальную и родовую подсудность.

Территориальная подсудность по делам, связанным с нарушением прав потребителя, определяется истцом. Это означает, что потребитель самостоятельно выбирает из числа предусмотренных законом суд, в который направляет исковое заявление. Так, согласно части 7 статьи 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены:

- по месту нахождения организации-ответчика (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя - ответчика;

- по месту жительства или пребывания истца;

- по месту заключения или исполнения договора.

Родовая подсудность определяется в зависимости от размера заявленных требований: направлять исковое заявление следует мировому судье, если размер исковых требований не превышает 50 000 руб. Если цена иска выше, обращаться следует в районный (городской) суд.

Иски о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду.

Вместе с тем суды, как правило, при рассмотрении дел о защите прав потребителей исходят из того, что если требование о компенсации морального вреда производно от имущественного требования, то подсудность определяется в зависимости от цены иска по имущественному требованию. Так, если цена иска не превышает 50 000 руб., то дело подсудно мировому судье независимо от размера требуемой компенсации морального вреда.

По общим правилам искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не было обжаловано сторонами в апелляционном порядке. Срок для подачи апелляционной жалобы - 1 месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемый судебный акт не было отменен. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.

Назад